Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Введение
Психологическая деятельность сложна, специфична и предъявляет большие требования к человеку, который занимается этой деятельностью. Теоретические знания, полученные в ходе изучения предмета, необходимо закреплять и применять при решении практических задач. Практика является составной частью профессиональной подготовки будущего психолога, именно практика дает возможность студенту понять специфику будущей профессиональной деятельности, расширить границы теоретических знаний, приобрести практические навыки, определиться в правильности выбора профессии.
Задание 2. Информационно-аналитическая справка
Полное наименование в соответствии с уставом: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №»
Сокращенное наименование: МДОУ «Детский сад №»
Организационно-правовая форма в соответствии с уставом: образовательное учреждение.
Учредитель: департамент образования мэрии города
Юридический адрес:
Руководитель:
Режим работы детского сада: понедельник – пятница: с 7.00 до 19.00. (длительность пребывания детей – 12 часов). Суббота, воскресенье: выходной день.
В учреждении функционируют 11 возрастных групп, в том числе:
9 групп общеразвивающего вида и 2 группы компенсирующего вида
Корпус А:
1 группа – первая младшая ( от 2 до 3 лет);
1 группа – вторая младшая ( от 3 до 4 лет);
1 группа – средняя (от 4 до 5 лет)
1 группа – компенсирущей направленности, дети с диагнозом ЗПР (от 3 до 7)
1 группа – компенсирующей направленности, дети с логопедическими диагнозами (от 4 до 7 лет)
1 группа - старшая-подготовительная (от 5 до 7 лет)
Корпус Б:
1 группа – первая младшая ( от 2 до 3 лет);
1 группа – вторая младшая ( от 3 до 4 лет);
1 группа – средняя (от 4 до 5 лет);
1 группа – средняя - старшая (от 4 до 6 лет)
1 группа – старшая – подготовительная ( от 5,5 до 7 лет).
Медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивается медицинской сестрой в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.
Для оценки общего состояния дел по данному вопросу учитывается:
- общее состояние здоровья воспитанников;
- заболеваемость детей в течение года;
- суммарные данные по группам здоровья для организации профилактической работы, закаливания и организации рационального питания.
Координация работы и методическое сопровождение обеспечивается заведующей и старшими воспитателями.
Воспитательно – образовательный процесс в детском саду осуществляется коллективом высококвалифицированных специалистов. В настоящее время в дошкольном учреждении работает 28 педагогов. Из них: 20- воспитателя, 2 -старших воспитателя, 2 –учителя – логопеда, 2- музыкальных руководителя, 1- учитель – дефектолог, 1 - инструктор по физической культуре.
Воспитательно – образовательный процесс в МДОУ детский сад № направлен на реализацию поставленной цели:
1. Формирование реалистического представления об окружающем мире: дать возможность ребёнку быстрее адаптироваться в нём, обеспечение развития индивидуальных возможностей. Создание в группах микроклимата, способствующего формированию личностно – ориентированного отношения воспитателя с детьми.
2. Внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих условия для осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии речи ребёнка, формирование правильной разговорной речи и правильного произношения у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленными целями решаются конкретные задачи:
· Создать условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья каждого ребёнка;
· Побуждать детей к сознательному отношению к собственному здоровью;
· Отслеживать эффективность педагогического воздействия для определения перспективы развития ребёнка;
· Осуществлять личностно – дифференцированный подход к предупреждению и коррекции нарушений речи детей;
· Развитие познавательной активности воспитанников через обогащение
опыта деятельности и представление об окружающем;
· Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению;
· Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности;
· Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
· Использовать различные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников.
Материально-техническое обеспечение
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника - 1131 кв. м/4.2 кв.м
Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников – 168,2 кв.м
В ДОУ создана рационально организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая рассматривается педагогами как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности, способствующая повышению качества образовательной работы с детьми. Комфортная развивающая среда, созданная в группах, дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию творческих способностей, овладению разными способами деятельности. В интерьере групп есть легко трансформируемые элементы, сохраняющие при этом общую смысловую целостность. Во всех возрастных группах пополнены новыми развивающими и дидактическими игрушками центры игровой, двигательной, музыкальной, художественно-эстетической, познавательно-речевой активности.
В дошкольном учреждении созданы условия для развития музыкальных способностей воспитанников. Дети с удовольствием посещают красивый просторный музыкальный зал, в котором имеется фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и пособия, иллюстративный материал, аудиотека.
Задание 5. Прогноз развития ребенка (группы)
Последовательность проведения отдельных тестов диктуется «тактическими» соображениями. Например, если ребенок пришел на тестирование в тревожном состоянии, состоянии эмоционального напряжения, заторможенности, то контакта с ней может не произойти, так соответственно, это не позволит ей в полной мере раскрыть свои способности. В этом случае целесообразно начать проверку по тестированию фонематического слуха, поскольку этот тест имеет игровую форму, которая является обычной для ребенка. Но, иногда случается, что тревожное состояние, наоборот, проявляется в чрезвычайной возбуждения ребенка, повышенной подвижности, болтливости и тому подобное. В таких случаях проверку лучше начинать с теста «Копирование бессмысленных слогов». Он базируется на самостоятельных графических действиях ребенка и выполнения такой задачи действует на ребенка успокаивающе.
Для выявления ряда психологических характеристик ребенка таблица содержит посылки на несколько методик. Это позволяет психологу осуществлять выбор конкретной методики с учетом специфики обстоятельств исследования, в частности, проводится изучение данного качества в коллективной или индивидуальной форме; или достаточная надежность данных, полученных из данного источника на данный момент времени.
Диагностика, выполняя в основном функцию дифференцировки, предоставляет учителю данные о готовности детей к обучению в том объеме и на том уровне, которые позволяют ему направлено запустить учебный процесс. Предоставляют возможность оценить с позиции развивающего эффекта для своих учеников содержание обучения, его оснащенность и возможность соответствующим образом их скорректировать.
Но наличие у учителя информации об уровне готовности его учеников в школу еще до того, как он составил определенное собственное представление об этом, содержит в себе определенную опасность. Опыт показывает, что некоторые учителя склонны в прямой и тесный способ связывать результаты диагностического интервью с будущими учебными успехами ребенка, воспринимают их как прогноз, и он, иногда подсознательно, закладывается учителем в тактику поведения в отношении этого ребенка. На самом деле эти связи значительно сложнее. На успешность обучения могут влиять (и, при определенных обстоятельствах фатально) несоответствие репрезентативной системы ребенка методам обучения, наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии (элементы невротизма, аутичности т.п.), низкая работоспособность и другие особенности, которые имеют проявление в учебном процессе. Наблюдение за особенностями и динамикой поведения и деятельности ученика в учебном процессе с включением тестовых заданий позволяет оценить всю совокупность психологических качеств, свойств и операций, обеспечивающих определенную учебную способность и таким образом обозначить пути, методы и приемы оптимизации или коррекции учебной деятельности ученика. Эти проблемные задачи решаются в ходе дальнейшего обследования детей, вступивших в школу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 2007. - 237 с.
2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. - М.: Педагогика, 2006. - 48 с.
3. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2009. - С. 83.
4. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. - 184 с.
6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. - М.: РПАД, 2009. - 191 с.
7. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий / Л.И. Катаева. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с.
8. Козлова С.А. Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / С.А. Козлова, Л.И. Катаева. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 224 с.
9. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб: Речь, 2001. - 157 с.
10. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -176 с.
11. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / Под ред. Ю.А. Афонькина и др. - М.: Учитель, 2012. - 62 с.